Для различных видов образовательных учреждений проектируются разные архитектурные типы зданий и комплексов, характеризующиеся режимом работы, общей вместимостью, размещением в структуре жилой застройки, особенностью комплектации групп, централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов, возможностями кооперации с общеобразовательной школой. Проекты зданий образовательных учреждений могут быть как индивидуальными, так и типовыми. Они проектируются с обязательной привязкой к территории.
Следующие факторы в обязательном порядке учитываются перед началом проектирования видов образовательных учреждений, к примеру:
- особенности территории застройки, наличие инфраструктуры и градостроительная ситуация;
- назначение учреждения, требования, связанные с внедрением технологических и объемно-планировочных решений;
- число людей, долговременно пребывающих на территории объекта;
- обеспечение доступа в здание для МГН.
Особое внимание при проектировании дошкольных образовательных учреждений уделяется:
- планировке и оборудованию участков территории,
- объемно-планировочному решению, составу и площадям помещений,
- освещению,
- инженерному оборудованию зданий и т. д.
Детские дошкольные учреждения бывают следующих видов:
- детские сады общего типа (отдельно стоящие здания, вместимость от 4 до 14 детских групп);
- детские сады (вместимость до 150 мест, пристроенные к торцу жилого строения, встроенные или встроенно-пристроенные в нижние этажи жилых зданий (расположение – не выше третьего этажа);
- «начальная школа – детский сад» (в одном здании объединяются дошкольное и школьное отделения, общее число детей – не более 350 человек);
- ДОУ «Домашний детский сад» (пониженная численность детей в группах (от 10 до 12 человек), располагается на уровне первого этажа в жилых зданиях, вместимость не должна составлять более 6 групп детей;
- детский развивающий центр (с возможностью оказания различных видов образовательной деятельности).